И вот еще интересные материалы на одном ресурсе старообрядческом нашел:
Лестовка – оружие молящегося
В качестве вспомогательного средства к подвигам духовного благочестия имеем мы некоторые специальные, предусмотренные уставом вещественные принадлежности, которые получили по наследству от наших благоговейных прадедов.
Особое внимание можно уделить здесь пояснительному слову о старообрядческой лестовке, предназначенной для счета правильных молитв и неразрывно связанной при этом с Богодухновенной Исусовой молитвой:
«Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Древняя иноческая молитва на ношение лестовки гласит: «Изсуни оружие, и заври сопротив гонящих мя. Рцы души моей, спасение твое есмь Аз» (псалом 34:4)
«А вместо оружия призывай на помощь Господа Бога и часто и прилежно читай устами, или мысленно молитву Исусову против помыслов. И отбегут они незримо, словно огнем, опаляемы именем Божиим» – святоотеческое поучение о спасительной Исусовой молитве, которая, подобно палице, сокрушает демонов, и последовательно, шаг за шагом, возводит душу к новым добродетелям и совершенству.
Вещественное воплощение мысленной лестницы от земли на небо видим мы в нашей неизменной молитвенной сподвижнице, которую называют лестовкой в соответствии с ее устройством и назначением.
Старообрядческая лестовка – это нескончаемая молитвенная дорожка, состоящая из переплетенных между собой твердых кожаных ступенек-бобочков. Начало и конец молитвенного круга – «земля» и «небо» – фиксируются заключаются между двумя парами треугольников, называемых лапостками.
Небольшая компактная лестовка очень удобна в обращении, и молитвенники прежних времен ни в каком деле не обходились без этой неразлучной и любимой своей помощницы. Рассказывают, например, что привычка молиться по лестовке так сильно укореняется в сознании иноков, что некоторые, засыпая вместе с лестовкой в руке, порой продолжают чуть слышно повторять молитву Исусову.
Как устроена лестовка
И по внешнему виду, и по символическому своему толкованию лестовка является эталоном совершенства для искусного церковного рукоделия. Тем, кто не знаком с нею, она сможет рассказать о себе много нового, а взявший за правило регулярно передвигаться по ее кожаным ступеням, непременно получит великое, ни с чем не сравнимое воздаяние, если только внимательно и от сердца будет трудиться в этом прекрасном и высоком делании.
Лапостки лестовки
Особое слово следует сказать о четырех треугольных лапостках, сшитых попарно и часто добротно украшаемых искусными рукодельницами. Каждая деталь тут пронизана символизмом и смыслом.
Треугольная форма лапостков установлена в честь Пресвятой Троицы – неразделимого понимания трех божественных ипостасей: Бога Отца, и Сына и Святаго Духа.
По общепринятому упрощенному толкованию, лапостки лестовки символически изображают нам святых ев. Матфея, Марка, Луку и Иоанна, а обрамляющая края обшивка указывает на евангельское учение.
Книга «Учение о богослужении христовой церкви (Старообрядческой)», изданная до революции Московским Старообрядческим институтом, уточняет еще одну любопытную деталь:
«На молитве мы употребляем так называемую лестовку. Вид лестовки всем известен. Две лопасти, оканчивающие лестовку, – символ двух скрижалей завета Божия, которые в Новом Завете раскрыты в 4 Евангелиях (четыре стороны двух лопастей). На лопастях изображаются часто евангелисты, благовестие которых должно руководить христианами и в молитве и в жизни». (Москва, 1913 год, типография П.П. Рябушинского).
В «правильных» лестовках внутри лапостков вшиты семь маленьких бисерных или кожаных передвижек, которые снаружи обычно не видны. Обозначают они одновременно и семь церковных таинств, и соответствующее количество лестовок с Исусовой молитвой, которое устав обязывает вычитывать нас в ежедневном молитвенном правиле.
Для напоминания перечислим и все семь церковных таинств, неизменно сохраняемых Православной Церковью:
1) Крещение;
2) Миропомазание;
3) Священство;
4) Евхаристия (т.е. Причащение);
5) Исповедь (Покаяние);
6) Брак;
7) Елеосвящение (Соборование).
Молитвенный круг лестовки
Установленное число ступеней для каждого лествичного круга – сто и три, то есть 100 малых и 3 – большие.
Впервые употребление лестовки (или вервицы) было установлено в 4-ом веке св. Василием Великим в основанных им монастырях. Для правильного счета молитв святитель ввел в обиход иноков первую лестовку, а точнее, вервицу, – небольшую веревочную петлю, на которой было завязано сто три узла (о количестве узлов см. Номоканон при Большом Потребнике, л.30).
Из древнеегипетских монастырей некоторые посильные духовные подвиги переняли для себя и благочестивые миряне. Так в повседневном обиходе каждого христианина-молитвенника древней Византии обосновалась особая веревочная «вервица», ставшая привычной нам православной лестовкой.
Начало каждого молитвенного круга по лестовке называется «землею»: это небольшое пустое пространство из кожи, протянутое от верхнего края лапостков.
Дальше идут первые двенадцать первых малых ступеней, которые обозначают 12 Христовых апостолов. Следующие за ними тридцать восемь бобочков говорят нам о 38-недельном пребывании Христа-младенца во чреве Пресвятой Богородицы.
Ради опровержения некоторых случающихся иногда подложных толкований, сразу отметим и знаменательное для общей церковной символики число сорок, заключающее в себе совместное количество тридцати восьми малых и двух больших ступеней. Именно 40 дней постился Спаситель в пустыне, и по сему образу установили и нам святые отцы срок Великопостного воздержания: чтобы жизнью своею учились мы сраспинаться Христу и смирять плотские свои страсти.
Вторая половина лестовки начинается напоминанием о 33 годах земной жизни Христа Спасителя. Последние 17 малых ступеней свидетельствуют о семнадцати ветхозаветных пророчествах о Христе.
Наконец, на свободном от бобочков кожаном промежутке перед лапостками молящийся символически восходит на «небо».
Отдельным образом отстоят у верхнего края лапостков с двух сторон по три особые большие ступени, которые вместе с другими тремя, находящимися в самом кругу лестовки, составляют число девять: по числу чинов ангелов-небожителей, оберегающих нас в этой жизни и заботливо направляющих к своему высшему миру.